Иллюзия перезагрузки: кому нужен закон об изменениях в избирательных списках

Идея перезагрузки власти сейчас чрезвычайно популярна. Мы все добросовестно верим, что следующий парламент получит еще больше борцов за справедливость и представителей гражданского общества. В то же время, существует угроза, что досрочные выборы состоятся только тогда, когда это будет выгодно отдельным политикам, а также они обеспечат наличие в следующем парламенте большего количества именно подконтрольных депутатов

Идея перезагрузки власти сейчас чрезвычайно популярна. Мы все добросовестно верим, что следующий парламент получит еще больше борцов за справедливость и представителей гражданского общества. В то же время, существует угроза, что, во-первых, досрочные выборы состоятся только тогда, когда это будет выгодно отдельным политикам, во-вторых, они обеспечат наличие в следующем парламенте большего количества именно подконтрольных депутатов. Именно когда ключевые политики государства начали обсуждать возможность досрочных выборов, и появился законопроект №3700.

Две недели можно было наблюдать в парламенте попытки партийных руководителей активно продавить проект № 3700 об исключении кандидатов в народные депутаты из избирательных списков. Восемнадцать раз в разные сессионные дни ставили данный законопроект на голосование для включения в повестку дня сессии, но голосов было недостаточно. Пришлось искать другой путь, а именно: голосовать пакетом. То есть, включить в повестку дня сразу все зарегистрированные на момент голосования законопроекты, в том числе и №3700. Пакетом прошло также не сразу. Но все-таки продавили. Поэтому, скорее всего, учитывая огромный интерес партийных лидеров, парламент будет рассматривать законопроект №3700 уже на следующей сессионной неделе (16 – 19 февраля).

Кому и зачем нужен законопроект №3700?

Авторство проекта принадлежит руководителям пяти фракций (в том числе и тем, кто позиционирует себя как новые и демократические, и “отстаивает” идею открытых списков). Документ предусматривает возможность отзыва кандидатов в депутаты фактически партийным руководством после того, как выборы состоялись. То есть, избиратели будут выбирать одних кандидатов, анализируя перед голосованием конкретный список, а на выходе могут получить депутатов, которые были представлены партией формально в конце списка и точно должны быть непроходимыми. Эта законодательная новелла позволит корректировать партийным лидерам список тех, кто должен получить мандат и стать народным депутатом, руководствуясь принципами “преданности” партии, лояльности, подчиненности, спонсорства и любыми другими субъективными критериями, нивелируя результаты выборов.

Понятно, почему иногда необходимо корректировать списки кандидатов в народные депутаты, но как это делать после того, как состоялось голосование, когда избиратели уже сделали свое волеизъявление …

Несоответствие Конституции Украины и нарушение прав избирателей

Законопроектом прямо предусмотрено, что он будет распространяться на кандидатов в народные депутаты от политических сил, избранных на выборах 26 октября 2014 года, то есть, будет иметь обратную силу. Очевидно, что такая норма противоречит ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы не имеют обратного действия во времени. Но самое главное, законопроектом нарушаются права избирателей.

Согласно Конституции Украины, единственным источником власти в Украине является народ. На сегодняшний день, отдавая свой выбор той или иной партии на выборах в Верховную Раду, избиратели определяются с тем, поддерживают ли они именно этих кандидатов, именно в таком порядке, который предложен политической партией, и кто должен зайти в парламент, когда один из депутатов из него пойдет.

Вполне возможна ситуация, когда избиратель не будет голосовать за партию, если есть возможность прохождения от этой партии людей с позорной репутацией. Поэтому неизменность списка – это обеспечение права гражданина на выбор.

Ситуация же, когда съезд партии может по своему усмотрению тасовать своих кандидатов, просто недопустима. Получается, что избирателю представляют прекрасный список кандидатов, который затем, как карета Золушки, превращается в тыкву. Такая процедура – недемократична и неконституционна. Ведь следствием принятия такого проекта может стать создание карманных партий, которые будут состоять из исключительно из послушных кандидатов. Наверное, поэтому мы видим чрезвычайную солидарность среди лидеров пяти фракций, которые стали авторами данного законопроекта.

Почему законопроект №3700 появился именно сейчас?

Законопроект №3700 позволяет запустить механизм досрочных парламентских выборов именно в тот момент, когда это будет выгодно отдельным политикам.

Ст. 82 Конституции Украины предусмотрено, что Верховная Рада является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. То есть, в ВР должно оставаться не менее 300 народных депутатов для того, чтобы она могла работать. По стандартному правилу, если депутат слагает мандат, на его место должен зайти в Раду следующий в списке за порядковым номером кандидат.

Законопроект №3700 позволяет исключать кандидатов в депутаты после объявления результатов выборов. После его принятия уменьшить количество депутатов в Верховной Раде до, например, 299 можно будет в любой нужный момент. Для этого необходимо: 1) политической силе исключить абсолютно всех кандидатов, пока зарегистрированы в ЦИК (чтобы у политической силы некому было заходить в парламент в случае сложения мандата ее действующими депутатами) 2) действующим депутатам этой политической силы сложить свои мандаты.

Сейчас в парламенте 422 депутата. То есть, чтобы парламент стал неполномочным, количество депутатов должно уменьшиться на 123.

“Сбросить” свои списки легко сможет БПП, имея 136 мандатов в Раде, предварительно отозвав всех своих кандидатов, чтобы некому было их заменить (надо только, чтобы 123 депутата от БПП сложили мандаты). В случае же если, допустим, в БПП не найдётся 123 “добровольцев”, лояльных к руководству, которые бы согласились уйти из парламента, необходимое количество можно будет легко подобрать за счет Оппозиционного блока (43 мандата), Радикальной партии (21 мандат) или “Батькивщины” (19 мандатов), которые, скорее всего, с радостью согласятся на досрочные выборы. Не исключаю, что отдельные депутаты и от Народного фронта, и от “Самопомочи” могут согласиться на эту схему. Такая себе контролируемая перезагрузка.

Таким образом, законопроект № 3700 про исключение кандидатов в народные депутаты из избирательных списков:

1) противоречит Конституции и нарушает права избирателей;

2) позволяет откорректировать действующие списки с целью получения в Раде только лояльных и подконтрольных депутатов;

3) в любое время может сделать парламент нелегитимным и объявить досрочные выборы (и больше рычагов влияния в этой схеме будут иметь большие фракции)

4) позволяет выиграть предвыборную агитацию, показывая избирателям красивые лица, а в парламент следующего созыва завести только тех, кто окажется самым желанным для партийного руководства.

Межфракционное объединение “ЕвроОптимисты” уже сделало свое заявление о недопустимости голосования за законопроект № 3700. Надеюсь, что к нам присоединятся и другие народные депутаты.

В случае же принятия законопроекта, идея перезагрузки станет иллюзией, а следующий парламент будет управляемым и полностью подконтрольным нескольким лицам в государстве.

Facebook
Google+
http://ptashnyk.com.ua/yllyuzyya-perezagruzky-komu-nuzhen-zakon-ob-yzmenenyyah-v-yzbyratelnyh-spyskah/
Twitter